Страховой полис
Вообще, этот документ не имеет утвержденной законодателем формы и точного названия. Можно было бы назвать его «гарантийным талоном», «страховыми обязательствами», «гарантийным свидетельством» и т.п. Просто понятие «страховой полис» нам показалось наиболее адекватным – «полис» переводится с французского как документ, подтверждающий гарантии чего-либо, и данный термин в России уже давно стал нарицательным, а «страховой» подтверждает его защитное для пациента действие. То есть, по сути, страховой полис – это документ, подтверждающий защиту прав пациента (но в тоже время и защиту интересов клиники).
Что входит в основную часть страхового полиса?
- признаки, позволяющие идентифицировать стоматологическую клинику;
- признаки, позволяющие идентифицировать пациента;
- признаки, позволяющие идентифицировать собственно полис;
- признаки, определяющие установление, начало и окончание действия гарантийного срока и срока службы;
- основные гарантируемые параметры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательства;
- дополнительные гарантии, предоставляемые клиникой в целях повышения собственного рейтинга в глазах пациента;
- объем гарантий, предоставляемых пациенту клиникой;
сроки выполнения гарантийных обязательств.
Подробнее –
- К признакам, позволяющим идентифицировать клинику, относятся:
название клиники; ее эмблема и иная символика; цветовая гамма документа, соответствующая цветовой гамме документации, используемой в клинике; адрес и телефоны клиники; реквизиты клиники; печать клиники. - К признакам, позволяющим идентифицировать пациента, относятся:
фамилия, имя, отчество пациента, и/или номер амбулаторной карты и/или индивидуальный номер, закрепленный за ним в клинике, домашний адрес, паспортные данные и т.п. - К признакам, позволяющим идентифицировать собственно полис, относятся:
название полиса, индивидуальный и/или порядковый номер страхового полиса.
- Признаками, определяющими установление, начало и окончание действия гарантийного срока и срока службы являются – соответствующие этим событиям календарные даты и временные периоды (дата выдачи полиса, продолжительность гарантийного срока и срока службы, дата окончания страхового срока и срока службы).
- К основным гарантируемым параметрам можно отнести – сохранение механических, биологических и эстетических свойств результатов выполненной работы и ее отдельных компонентов на весь период действия гарантийного срока и срока службы, то есть это требования безопасности и соответствия потребительским свойствам выполненной работы, установленные действующим законодательством.
- Дополнительными параметрами – могут быть гарантии действий на основании добровольного информированного согласия пациента, гарантии объема и качества оказанной услуги, гарантии квалификации персонала, гарантии безопасности используемого оборудования, инструментария и препаратов, гарантии соблюдения правил асептики и антисептики. Эти гарантии и так являются безусловными, без их выполнения клиника фактически не имеет права оказывать медицинские услуги, но их отражение в документе позитивно сказывается на впечатлении пациента.
- Объем гарантий, предоставляемых клиникой, должен включать в себя безвозмездное и в полном объеме устранение за счет клиники всех недостатков результата работы, возникших по вине клиники и выявленных в период действия гарантийного срока. Одновременно должно быть гарантировано безвозмездное и в полном объеме устранение существенных недостатков, возникших по вине клиники и выявленных в период действия срока службы, если они не связаны с неисполнением или недобросовестным исполнением пациентом условий, рекомендованных клиникой при установлении срока службы.
Все перечисленные положения прописываются в основной части страхового полиса, выдаваемого на руки пациенту. Часть полиса, остающаяся в клинике, должна включать –
→ дублированные из основной части полиса признаки, позволяющие идентифицировать клинику;
→ признаки, позволяющие идентифицировать пациента;
→ признаки, позволяющие идентифицировать собственно полис;
→ объем гарантий, предоставляемых пациенту клиникой. - К признакам, позволяющим идентифицировать клинику, относится –
вносимая врачом, проводившим лечение, либо другим сотрудником клиники запись даты выдачи страхового полиса и подпись выдающего полис лица. Кроме того, эта часть полиса может иметь другие идентифицирующие клинику признаки: название клиники; ее эмблему и иную символику; цветовую гамму документа, соответствующую цветовой гамме документации; печать клиники. Адрес, телефон, реквизиты клиники повторять в этой части полиса нецелесообразно. - Признаками, позволяющими идентифицировать пациента, являются –
собственноручно вносимая им запись даты получения страхового полиса и личная подпись. - Признаки, позволяющие идентифицировать собственно полис, повторяют индивидуальный и/или порядковый номер полиса, присвоенный основной части документа.
- Объем гарантий, предоставляемых пациенту клиникой, должен включать: краткую запись о том объеме обязательств (добровольное и безвозмездное устранение любых недостатков и нежелательных последствий, связанных с наступлением страхового случая), которые указаны в основной части полиса. Кроме того, в данный фрагмент полиса (по желанию клиники) включают запись о том, что любые претензии принимаются клиникой только при предъявлении основной части страхового полиса.
Когда стоматологическая клиника должна выдать страховой полис?
Не предъявляя жестких требований к факту установления страховых сроков, законодательство, тем не менее, четко оговаривает порядок их отсчета в тех случаях, когда такие сроки установлены. В этой связи важно понять: если следовать букве закона (а клинике желательно именно так и поступать), то страховой полис должен выдаваться, во-первых, сразу после завершения страхуемой услуги (результата работы) и, во-вторых, отдельно на каждый завершенный результат работы.
Часто задаваемые вопросы –
- Что включает страховой полис?
Основную часть – собственно полис, выдаваемый пациенту, и дополнительную часть, остающуюся в клинике. - Что включает основная часть полиса?
Признаки, позволяющие идентифицировать клинику, пациента и сам полис; дату выдачи полиса, продолжительность и дату окончания страхового срока и срока службы: основные и дополнительные страховые гарантии. - Что включает дополнительная часть полиса?
Признаки, позволяющие идентифицировать клинику, пациента и сам полис: даты выдачи полиса и получения его пациентом; собственноручную подпись получателя полиса; основные страховые гарантии. - Когда в стоматологических клиниках должны выдавать страховой полис?
После каждого законченного лечения.